Официальный сайт муниципального образования
"поселок Коренево"
Кореневского района
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Объявления
Данный раздел содержит объявления о проведении аукционов на повышение, информацию ознакомительного характера, иную информацию.


<< Назад Версия для печати
 
Закон против терроризма: из мирового опыта
Закон против терроризма:
из мирового опыта

Эксперты выделяют сегодня по крайней мере следующие направления в современном терроризме. 

Первое - социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны. 

Второе - националистическое, включает в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического и политического диктата инонациональных государств и монополий. 

Третье - терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно. 

Однако эти разновидности современного терроризма на практике редко выступают в чистом виде. Такие примеры даются, пожалуй, лишь отдельными организациями, представляющими социальный терроризм. Но и последний, как показала практика, часто бывает окрашен в националистические или религиозные цвета. Националистический терроризм во многих случаях попросту сплетается с религиозным, и при этом довольно часто заимствует идеи, лозунги, аргументы у терроризма социального. Наконец, религиозный терроризм, как правило, является и терроризмом националистическим и также способен кое-что заимствовать из идейного арсенала терроризма социального. 

По мнению западных экспертов, нынешние усилия государственных и правоохранительных органов не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность в XXI веке

Международное сообщество было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам террора в конце 60-х - начале 70-х годов. Именно в этот период теракты стали активно использоваться как средство политической борьбы и метод влияния на политические процессы, происходящие в обществе. Как естественная ответная реакция активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. 

США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, в которых данная проблема в то время приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей в 70-е годы приняли ряд специальных законов, нацеленных на предупреждение и пресечение актов террора. Однако правила, содержащиеся в международном договоре, обычно недостаточно конкретизированы. Так, п.2 ст.2 Конвенции ООН 1973 г. устанавливает, что "каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера'. 

Отдельные страны юридически закрепляют нормативное содержание и механизм правового регулирования в сфере борьбы с терроризмом в форме чрезвычайного законодательства. В Великобритании в начале 70-х годов была проведена кодификация, в результате чего принят 29 ноября 1974 г. Закон "О предупреждении терроризма (временные положения)". 25 марта 1976 г. английский парламент законодательно оформляет изменения к указанному закону, устанавливающие, в частности, дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, за недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме. 

Новый этап усиления борьбы с террористической деятельностью и унификация национального законодательства в этой области связаны для Великобритании с принятием Европейской конвенции о пресечении терроризма. Закон (под тем же названием) 1984 г. вводил в действие на территории Англии положения указанной Конвенции (текст Конвенции содержался в приложении 1 указанного Закона) и уточнял ее содержание. С его принятием все преступления, подпадающие под действие Закона 1978 г., совершенные по расовым, религиозным и политическим мотивам, не признаются политическими преступлениями (п.2 ст.26 Закона). Законодательство Великобритании все преступления, совершение которых преследуется по Европейской конвенции, рассматривает в целях выдачи как не связанные с преступлениями политического характера. Сюда относятся и тяжкие посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность и свободу лица, пользующего международной защитой, в том числе и дипломатических агентов, независимо от того, совершены они на территории Великобритании либо за границей. В законах о борьбе с терроризмом предусматриваются ссылки на другие законы, в частности, при совершении конвенционного преступления с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, повлекшего человеческие жертвы, п.1 ст.5 Закона 1978 г. при определении наказания отсылает к Закону 1957 г. об убийстве.

Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма. Определенный интерес представляет опыт законодательной практики Италии. Так, Закон от 15 февраля 1980 г. ? 15 "О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности" объявляет акты террора государственным преступлением, за которые предусматривается максимальный срок наказания. Положения закона применяются совместно с нормами уголовного кодекса Италии. Однако в случае доказанности совершения террористического акта срок наказания (если это не связано с каторжными работами) увеличивается в два раза по сравнению с общеуголовным преступлением. Если действия террористов обращены против лиц, выполняющих законодательные, судебные или иные служебные обязанности, то срок наказания увеличивается на треть. Ответственность за действия, связанные с пропагандой терроризма, участием в деятельности террористических организаций и их руководством, предусмотрена отдельной статьей закона. Закон дает право получить у прокурора санкцию на обыск и арест по телефону. 

Было бы целесообразно закрепить в российском праве положение, аналогичное содержанию ст.24 Закона Италии от 1982 г. ? 304 "О мерах в защиту конституционного строя", которая дает судебным органам право смягчать наказание террористам в случае их деятельного раскаяния (выдача сообщников и т.п.) как в ходе следствия и судебного разбирательства, так и во время отбывания наказания. 

Законодательство ФРГ содержит около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства. Так, параграф 129 Закона 1976 г. об изменениях и дополнениях УК и УПК ФРГ наряду с параграфом 264 Уголовного кодекса относит создание террористических групп к квалифицирующему составу преступления, обладающего повышенной общественной опасностью. Закрепляется более высокая степень ответственности и мера наказания руководителям и вербовщикам террористических организаций. Закон, принятый в феврале 1978 г., значительно расширил процессуальные права полицейских органов по проведению обысков, задержаний, арестов по фактам, имеющим отношение к террористической деятельности, дал правовое обоснование созданию контрольно-пропускных пунктов по проверке лиц, подозреваемых в террористической деятельности. В настоящий момент на территории ФРГ действует Закон о борьбе с терроризмом в редакции 1986 г. 

Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает уголовную ответственность за отдельные проявления террористической деятельности. Он квалифицирует все террористические акты в отношении иностранных должностных лиц и официальных гостей США (убийства, покушение и заговор с целью убийства, похищение) как чисто уголовные преступления. В то же время законодательство некоторых субъектов федерации США (штат Делавар, Калифорния, Арканзас и др.) законодательно определяет состав терроризма и закрепляет понятие терроризма. 

В Уголовном кодексе штата Арканзас говорится: "Лицо совершает преступление террористической угрозы, если оно с целью терроризирования другого лица угрожает убийством или серьезным физическим ущербом его собственности" (параграфы 42-1608 ст.41), а преступник признается виновным по классу (О) Felony (совершение тяжкого уголовного преступления). Положение уголовного кодекса штата Калифорния, характеризуя понятие терроризма, включает в качестве квалифицирующего признака насилие в политических целях, в случае, если действия террориста явятся причиной "серьезного подрыва общественной активности" (параграф 422 ст. 11.5). 

С конца 70-х годов правотворческая деятельность законодательных органов США активизируется. Цель - устранить пробелы в правовых нормах, регулирующих борьбу государства и общества с терроризмом. На сессии конгресса США вносились законодательные предложения по борьбе с террористическими актами, в том числе и международными. 96-я сессия конгресса провела обсуждение законопроекта "О борьбе с внутренним и международным терроризмом", в результате чего в Уголовный кодекс США были внесены изменения в соответствии с требованиями положений Монреальской конвенции "О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации". 3 апреля 1984 г. президент США подписал специальную директиву Совета национальной безопасности США ? 138 по борьбе с международным терроризмом, запрещающую оказание поддержки в любой форме государствам, охарактеризованным властями США как "террористические". 

Наибольший интерес для научного анализа представляет Закон США о защите иностранных должностных лиц и официальных гостей США от 24 октября 1972 года, принятый в связи с участившимися случаями нападений, похищений и иных преступных посягательств на дипломатов и других иностранных представителей. Законодательство США и ранее содержало нормы, направленные на защиту таких лиц. Новый закон представляет собой поправку и дополнение к главе 18 Свода законов США, посвященной этим проблемам. Однако два существенно новых обстоятельства, отраженные в законе, придают особую значимость. 

Это, во-первых, значительное усиление ответственности за посягательства на дипломатов и приравненных к ним лиц, установление более строгого наказания за подобные преступления. 

Во-вторых, значительное расширение круга лиц, пользующихся особой защитой по этому закону. 

Для тех, кто совершит нападение, ударит, заключит в тюрьму или применит иное насилие в отношении иностранного представителя, предусматривается штраф до 5000 долл., или тюремное заключение до 3 лет, или и то и другое вместе. За запугивание, угрозу, нарушение спокойствия либо преднамеренное препятствование иностранному представителю в выполнении его функций грозит штраф в 500 долл., или тюремное заключение до 6 месяцев, либо и то и другое вместе. 

Под угрозой уголовного наказания запрещается проведение демонстраций, манифестаций и пикетирования служебного или жилого помещения иностранного представительства ближе чем за 100 футов. 

Наконец, новый закон усиливает защиту собственности, принадлежащей иностранным представительствам и международным организациям, а также их персоналу,- преднамеренное причинение ущерба влечет наказание до 10 000 долл., или пятилетнее тюремное заключение, либо и то и другое вместе. 

Даже такой краткий анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом, представляющие интерес для законодательства России. Во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению. Во-вторых, внутреннее право данных стран своевременно реагировать на изменения в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала. В-третьих, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности. В-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами чрезвычайного антитеррористического законодательства. 

Изучение проблемы терроризма в отечественной юридической науке многие годы ограничивалось лишь составом двух государственных преступлений - террористического акта, то есть убийства государственного или общественного деятеля, либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам (ст.66 УК РФ), и террористического акта против представителя иностранного государства, то есть убийства представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст.67 У К РФ). В 1995 году наконец-то в Уголовный кодекс РФ была введена статья 2133" Терроризм - как противоправный метод политической борьбы или как форма подрывной деятельности, проявляющиеся в системе насильственных устрашающих действий, сопровождающихся использованием морально-психологического давления, различных видов устрашения - убийств, взрывов, поджогов, нанесения тяжких телесных повреждений, захвата заложников, шантажа и других видов физического и психического насилия".


Создан: 20.11.2013 08:10. Последнее изменение: 20.11.2013 08:10.
Количество просмотров: 2264