<< Назад | |
Прокуратурой Кореневского района проведена проверка исполнения законов о землепользовании в деятельности муниципального образования Кореневского района Курской области, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в администрации Пушкарского сельсовета в нарушение ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не разработан и не принят нормативный правой акт, регламентирующий порядок рассмотрения заявок сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств о продаже земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения и принятия решений о продаже земельных долей. Отсутствие такого нормативного акта препятствует хозяйствующим субъектам реализовать право на приобретение земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, предусмотренное ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами муниципального образования Кореневского района Курской области, являются недопустимыми, поскольку влекут ущемление прав хозяйствующих субъектов, обратившихся в администрацию сельского поселения по вопросу продажи земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В настоящее время представление рассмотрено, приняты меры к устранению выявленных нарушений, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Помощник прокурора Кореневского района Д.О. Савенков